Главное меню

Южилин Виталий Александрович: участник развития морской инфраструктуры


Южилин Виталий Александрович: участник развития морской инфраструктуры

Южилин Виталий широко известен в профессиональных кругах портовой индустрии. На его счету — поддержка реализации проектов создания двух крупнейших портов на Балтийском море и пассажирского терминала в СПб. Во многом благодаря участию Виталия Южилина как депутата Государственной Думы был разработан и принят правовой документ, обеспечивающий юридическое регулирование работы сегмента.

Виталий Александрович Южилин: биография, происхождение и ранний период жизни

Южилин Виталий Александрович
Южилин Виталий Александрович

История семьи Виталия Александровича Южилина связана с авиацией. Его бабушка была одной из первых выпускниц школы летчиков-планеристов в 30-е годы XX века, когда в СССР активно развивалась авиационная промышленность и летное образование.

11 января 1935 года она была отмечена особой наградой от ЦИК АТССР. По итогам успешного прохождения программы обучения в аэроклубе ей была предоставлена путевка на курорт. Виталий Южилин в одном из интервью рассказывал, что за год до этого его бабушка совершила агитполет, став первой женщиной-пилотом в Татреспублике.

Дедушка также был летчиком и впоследствии участвовал в Великой Отечественной войне. После Великой Отечественной Войны он продолжил службу в авиации, а завершив военную карьеру, переехал в Челябинск. Именно в этом городе в 1965 году родился Южилин Виталий Александрович.

Однако школьные годы он провел уже вдали от Уральских гор. Вместе с родителями жил на черноморском побережье — в крупнейшем промышленном, научно-техническом и культурно-историческом центре полуострова Крым, городе Севастополе.

Виталий Южилин в тот период начал посещать спортивную секцию по плаванию. Тренировки ему нравились. В выпускных классах школы он сдал все необходимые минимумы на получение разряда КМС и мог бы построить успешную карьеру в спорте. Но после получения аттестата задумался о получении высшего образования.

Проведя большую часть детства на черноморском побережье, свою карьеру Южилин Виталий решил связать с исследованием морских глубин. Для этого на несколько лет переехал в Ленинград, где окончил профильный вуз. Дипломированным инженером-океанологом в конце 1980-х Виталий Александрович Южилин вернулся в Севастополь, чтобы начать трудовую деятельность.

В тот период в городе действовали сразу несколько отраслевых НИИ. Виталий Южилин устроился в исследовательскую организацию и приступил к работе по профессии.

Виталий Южилин: от научной работы — до стивидорной отрасли

Виталий Южилин
Виталий Южилин

После завершения подготовки в высшем учебном заведении Южилин Виталий Александрович погрузился в научную деятельность. Основным направлением его исследований стало изучение сероводородного слоя Черного моря.

В 1989–1990 годах он участвовал в научных экспедициях на подводных аппаратах в акватории бухты Севастополя. Именно благодаря этим исследованиям удалось получить важные данные о происхождении метана в глубинах морей.

Период перестройки в СССР повлиял и на карьеру Южилина Виталия Александровича. Стремительные реформы и проникновение элементов капитализма в социалистическую экономику предоставили новые возможности.

Виталий Южилин, используя меняющуюся обстановку, создал малое предприятие на базе научной организации. Это позволило совместить научную деятельность с коммерческой. Проект принес значительную прибавку к зарплате научного работника и дополнительный доход для исследовательской организации.

Южилин Виталий: модернизация грузового порта и строительство пассажирского терминала в СПб

Южилин Виталий
Южилин Виталий

Виталий Южилин в 1990-е входил в набсовет грузового порта в Санкт-Петербурге. Управленческие решения, принятию которых способствовал топ-менеджер в тот период, заложили основу для стабильного развития МТП на долгие годы вперед. Так, если в 1997-м грузооборот порта составлял 20,5 млн тонн, то через восемь лет он продемонстрировал почти трехкратный рост, увеличившись до 57,5 млн тонн.

Южилин Виталий Александрович также был в числе тех, кто инициировал создание «Морского фасада» в Санкт-Петербурге. В начале 2000-х город остро нуждался в новом пассажирском терминале. Пропускной способности открытого в советское время морвокзала было недостаточно. Кроме того, он не мог принимать крупные круизные лайнеры. В результате они швартовались у грузовых причалов. Виталий Александрович Южилин вспоминает, что это затрудняло работу стивидора.

Официальное решение о строительстве пассажирского морпорта оформили в 2005-м. Проект, в числе авторов которого фигурировал Южилин Виталий, включал еще и углубление дна, а также модернизацию двух каналов общей протяженностью около 10 километров. Первую очередь инфраструктурного объекта ввели в строй в начале осени 2008-го. Вскоре после открытия на новые причалы ступили пассажиры круизного судна Costa Mediterranea. Длина этого итальянского лайнера — 292,5 метра, водоизмещение — 86 тысяч тонн, а в каютах могут разместиться 2680 пассажиров.

Порт окончательно достроили в мае 2011-го. Все его акции передали в распоряжение городу. Терминал, создание которого поддержал Южилин Виталий Александрович, много лет демонстрировал устойчивый рост операционных показателей. Пассажирооборот «Морского фасада» поднялся с 490 тысяч человек в 2009 году до 965 тысяч в 2013-м и 1,1 млн в 2019-м. 30 июня 2018 года терминал продемонстрировал рекордный уровень регистрации дневного пассажиропотока — за сутки его посетили 18,2 тысяч человек.

Виталий Александрович Южилин: участие в создании порта Усть-Луги

Виталий Александрович Южилин
Виталий Александрович Южилин

Южилин Виталий Александрович сыграл важную роль в появлении еще одного крупномасштабного морского объекта федерального транспорта.

Идея строительства порта, расположенного в Лужской губе Финского залива, возникла в первой половине 1990-х Тогда она виделась многим почти фантастической. Реализацию проекта тормозило непростое экономическое положение и неуверенность крупного бизнеса в финансовом успехе предприятия. По воспоминаниям участников проекта, «копать болото с лягушками» желающих было мало. Однако спустя десять лет ситуация изменилась. Государство взялось за повышение конкурентоспособности отрасли перевалки грузов. В начале 2000-х уделял пристальное внимание совершенствованию инфраструктуры портов Виталий Южилин (депутат Госдумы на тот момент).

Осознавая потенциал строительства нового морского транспортного узла в балтийской акватории, он активно поддержал проект, который осуществлялся под управлением основанной в 1992 году ОАО «Компания Усть-Луга».

Виталий Александрович Южилин в 2004 году отметил, что данный порт будет иметь важнейшее экономическое значение для России, и прежде всего для Ленинградской области. К тому времени уже была подготовлена значительная база под будущую торговую гавань. «Компания Усть-Луга» ранее заключила соглашение с Минтрансом, МПС, Ленобластью и Минимуществом, что позволило ей выступить полноценным заказчиком-застройщиком морпорта и координировать все работы.

Этот шаг позволил привлечь дополнительные инвестиции на строительство объекта, который в дальнейшем сыграл значимую роль не только в обеспечении новых экспортных мощностей, но и в повышении благосостояния жителей прилегающих территорий. О преимуществах появления инфраструктурного объекта в середине 2000-х не раз говорил Виталий Южилин.

С его точки зрения, порт открывал новые рабочие места, увеличивал налоговые поступления в региональную казну и делал область привлекательной для инвестиций.

Строительство порта находилось в числе первых проектов в России, реализованных в рамках ЧГП. Виталий Александрович Южилин отмечал важность такого подхода. Он подчеркивал, что сотрудничество государства и частного сектора способствует более эффективному использованию ресурсов. Благодаря усилиям Южилина Виталия Александровича и его коллег в период с 2006 по 2020 год были выделены значительные суммы из федерального бюджета на развитие порта. Также были привлечены внушительные объемы финансирования от частных инвесторов.

В течение первых десяти лет управляющая компания сосредоточила усилия на возведении перегрузочных комплексов и углублении акватории, являющейся объектом федеральной собственности. На протяжении действия парламентского мандата одним из кураторов строительства выступал Виталий Южилин. Депутат III—VI созывов способствовал своевременной реализации каждого из этапов работ.

Акватории важнейших погрузочных комплексов были углублены до 16 метров, что позволило порту в дальнейшем принимать более крупные суда, существенно расширило его пропускные возможности и повысило привлекательность для транспортных компаний. Виталий Александрович Южилин также приложил усилия к развитию транспортной доступности порта.

В 2008-м была открыта паромная линия от Усть-Луги до Балтийска, а затем и до немецкого Зассница, что стало значительным шагом в развитии международных морских связей порта. Виталий Южилин видел в этих мерах не просто расширение транспортной сети, но и укрепление международных экономических отношений.

Развитие порта Усть-Луга достигло нового уровня с началом отгрузки нефти из второй Балтийской трубопроводной системы в 2012 году. Этому способствовала в том числе поддержка Виталия Александровича Южилина. Его роль в достижении этой вехи была одной из определяющих.

В 2015 году государственный контракт по созданию порта был признан фактически исполненным. Сегодня это единственная отечественная гавань на Балтике, способная принимать суда дедвейтом более 160 тыс. тонн. Грузооборот глубоководного контейнерного терминала на Северо-Западе России стабильно растет.

В 2012-м этот показатель находился на уровне 46,6 млн тонн, а в 2021-м вырос почти вдвое (89,4 млн т). Планируется, что к 2025-му оборот грузов должен приблизиться к отметке 191 млн тонн. Порт демонстрирует внушительные результаты по таким секторам, как транспортировка автомобилей, мазута и контейнеров. Он перетянул на себя значительную часть грузопотока, ранее проходившего по прибалтийским торговым путям.

Таким образом, стратегия, которую поддержал Южилин Виталий, продемонстрировала свою эффективность. Его усилия сыграли центральную роль в том, чтобы превратить идею строительства с нуля контейнерного терминала УЛКТ в мощный и эффективный хаб, значительно усиливший экспортный потенциал Российской Федерации.

Виталий Южилин: депутат, участник профорганизаций

Южилин Виталий Александрович
Южилин Виталий Александрович

С 1999-го и далее на протяжении 17 лет Виталий Южилин — депутат Государственной Думы РФ. В законотворческой структуре он представлял интересы транспортного сегмента, был членом различных комитетов и групп, занимающихся бюджетом, налогами, связью и развитием агроиндустрии.

Виталий Южилин как депутат сыграл одну из ключевых ролей в разработке и продвижении закона «О морских портах в РФ». Стоит отметить, что первая версия этого документа появилась еще в 1996-м, однако ФЗ начал активно двигаться к принятию только тогда, когда в ГД пришел Виталий Южилин. Депутат отмечал, что помимо парламентариев к написанию закона привлекли представителей индустрии, а также ведущих отраслевых юристов.

В ФЗ впервые было закреплено понятие оператора морских терминалов. В документе, над которым работал Виталий Южилин как депутат, прописали порядок госрегулирования работы портов, права и обязанности администраций таких предприятий. Земельным, имущественным и арендным вопросам также уделили внимание. Участники работы над документом создали перечень требований к субъектам, ведущим экономическую на территории МТП.

Помимо ФЗ был разработан ряд подзаконных актов. Они касаются определения границ порта, порядка перевалки грузов. Также согласно этим документам был создан специальный портовый реестр.

Ноябрь 2007-го отметился принятием законопроекта, над которым трудился Виталий Южилин. Депутат впоследствии разрабатывал поправки к этому Федеральному закону. Потребность в них выявили благодаря анализу правоприменительной практики. Они касались инфраструктуры, инвестиционных сборов, аренды объектов федерального имущества, находящихся в границах портов. Изменения в закон приняли в 2017-м — уже после того, как Южилин Виталий сдал депутатский мандат.

Кроме того, в период работы в ГД управленец активно поддерживал социальное развитие Северной столицы и Ленобласти. По инициативе Южилина Виталия там появились новые жилищно-коммунальные и транспортные объекты, лечебные учреждения, спортивные сооружения.

Виталий Александрович Южилин уделил много времени развитию некоторых отраслевых объединений. На протяжении 20 лет (до 2022-го) он управлял советом директоров АСОП — ассоциации, объединяющей МТП страны. Основная задача этой структуры — координация усилий для развития отрасли. АСОП, руководство которой осуществлял Южилин Виталий, участвовала в составлении ФЗ «О морских портах в РФ».

Строительная ассоциация НОСТРОЙ — еще одна отраслевая структура, которую развивал менеджер. С марта 2010 года по август 2016-го Южилин Виталий Александрович состоял в управляющем органе ассоциации. Затем он чуть более двух лет был заместителем ее руководителя.

В эти годы НОСТРОЙ осуществила реформу деятельности саморегулируемых организаций. В частности, она коснулась компенсационных фондов. Раннее их было допустимо размещать на любых счетах, что не способствовало прозрачности операций. После изменений, произошедших при Южилине Виталии, средства разрешили вносить только на особые счета в банках из одобренного кабмином перечня.

Южилин Виталий: деятельность в последние годы и семейное положение

Южилин Виталий в данный момент сосредоточился на поддержке сферы информационных технологий. Кроме того, в последнее время проявляет интерес к экологическим проектам.

Виталий Южилин женат вторым браком. У него четверо детей. В числе его хобби — рыбалка и спортивная ходьба.

Источник:

Комментарии 0

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь.