Главное меню

Долги регионов России растут быстрыми темпами


Долги регионов России растут быстрыми темпами

Долги российских регионов уже более трёх лет растут усиленными темпами, а в 2015-2016 финансовых показатели областей, краев и республик продолжат ухудшаться, о чём предупреждает агентство Standard&Poor (S&P). Обзор «Система общественных финансов: российские регионы» сообщает о том, что с каждым годом ситуация становится всё хуже и улучшение не предвидится в ближайшие несколько лет.

К аналогичным выводам пришли и в самой России: Высшая школа экономики, Институт Гайдара, Счётная палата в своих заключениях на проект федерального бюджета на следующий год написали о данной проблеме.

Если верить Счётной палате, в 2016 году российские регионы должны вернуть более 400 миллиардов рублей в качестве рыночных обязательств. Госдолг регионов Российской Федерации растёт с 2012 года, но сильнее всего он увеличился в 2013 году – на 28,6%. В 2014 году прирост долга составил 20%, а в текущем – только 4%, однако год ещё не завершён, а регионы основную часть своего долга набирают именно в конце года. Кроме того, значительно возросли расходы на обслуживание уже имеющихся долгов – сейчас это почти 105 миллиардов рублей.

37,6% от общего объёма долга приходится на российские и зарубежные коммерческие банки, а также международные финансовые организации. 37,3% долгов – бюджетные кредиты. При этом в последние годы появилась практика получения кредитов из бюджета под 0,1%, благодаря чему некоторые регионы сумели избежать технического дефолта. Впрочем, не все.

Одна из самых серьёзных проблем бюджетов регионов – постоянные изменения в российском законодательстве. За последние восемь лет регулярно менялись ставка налога на прибыль, вводились вычеты по НДФЛ, усиливалась централизация НДПИ и менялся порядок перечисления акцизов. Согласно подсчётам S&P, регионы контролируют лишь 10% от всех своих доходов, в то время как на федеральном уровне контролируется порядка 50% от всех доходов субъекта.

При этом не снижаются расходы бюджетов, более того, правительство регулярно добавляет к ним дополнительные обязательства. Например, в предвыборный период субъекты были обязаны увеличить зарплаты врачам и учителям, а компенсации за это не получили.

Ещё одна проблема – субъекты федерации неравномерно генерируют доходы. На десять регионов (среди которых Москва, Санкт-Петербург и др.) приходится более половины ВВП России. Поэтому кто-то отправляет в бюджет больше, чем зарабатывает, а кто-то получает более 20% своего бюджета из бюджета федерального. Дотации сокращают разрыв между самыми бедными и самыми богатыми – но лишь до 15 раз.

Правительство уже предпринимало различные меры для улучшения ситуации, однако их оказалось недостаточно. Как итог, к 1 октября 2015 года размер долга по бюджетным кредитам вырос до 809,5 миллиардов рублей.

Источник: Mainfin.ru

Комментарии 0

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь.