«Платон» может повлиять на рост цен
В ноябре этого года стало известно о протестах дальнобойщиков против системы «Платон». Что это такое?
Система «Платон» устанавливает плату для грузовых автомобилей с разрешённой максимальной массой более 12 тонн за проезд по трассам федерального значения. При расчёте тарифа использовался среднесуточный пробег в 24 километра, что позволило установить тариф в размере 3,73 рубля за километр. Однако затем правительство снизило тариф до 1,53 рубля.
Дальнобойщики протестуют уже больше три недели, считая себя пострадавшими. Например, в Новосибирске водители вышли на трассу обнажёнными, демонстрируя, что власти раздевают их до нитки.
Под действие «Платона» попали 2 миллиона различных игроков рынка грузоперевозок. Водителям раздают специальные устройства, которые фиксируют километраж, который накатывается дальнобойщиками по федеральным трассам. Предполагается, что деньги, собранные от «Платона» пойдут в федеральный бюджет на ремонт дорог. Сейчас в России протяжённость федеральных трасс превышает 50 тысяч километров, и из них больше 35% нуждаются в ремонте.
Вызывает возмущение дальнобойщиков и тот факт, что взимать плату за проезд будет частная компания РТИТС, которая на 50% принадлежит сыну миллиардера Аркадия Ротенберга. При этом предполагается, что за 13 лет РТИТС соберёт около 1 триллион рублей, т.е. 14,9 миллиардов долларов по нынешнему курсу. Деньги будут перечисляться в бюджет, за что РТИТС будет ежегодно получать 10,6 млрд рублей, причём 46% этой суммы будет каждый год индексироваться.
Первые три дня работы «Платона» спровоцировали транспортный коллапс, причиной которого являются серьёзные сбои в работе системы. Сайт «Платона» не всегда работает, из-за чего доступ ограничивается. Кроме того, «Платон» навязывает дальнобойщикам свой маршрут, включая только федеральные трассы и игнорируя другие виды дорог. Существует и проблема отчётности: зафиксированы случаи, когда вместо 700 км «Платон» фиксировал 1200 км.
Иначе говоря, система работает ужасно. Зато установлены гигантские штрафы. За первое нарушение придётся заплатить 450 тысяч рублей, а за повторное – 1 миллион. Это неподъёмная сумма для всех участников рынка перевозок. Поправки, призывающие снизить суммы штрафа, пока находятся на рассмотрении Госдумы и не имеют юридической силы.
Как итог, система работает нестабильно, а это влияет на рынок перевозок. Около 30% большегрузных транспортных средств попросту не выходят на рейс. Страдают от этого ретейлеры и потребители.
Кроме того, введение налога в размере 1,53 руб/км приведёт к росту стоимости перевозки от 4% до 6%, если считать себестоимость одного километра в размере 30-40 рублей.
Уже сейчас искусственно созданный дефицит транспорт привёл к тому, что цены на доставку продукции выросли на 10-20%, а по отдельным направлениям – 80-120%. Эксперты считают, что в ближайшее время цены на сахар могут подняться на 2,5%, а хлебобулочные изделия – на 2,3%. Что касается молока, то здесь прогнозируется рост цен минимум на 3-3,5 рубля за литр.
Источник: Mainfin.ru
Комментарии 0
Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь.