Главное меню

В Москве прошел VII Международный форум вузов «Глобальная конкурентоспособность»


В Москве прошел VII Международный форум вузов «Глобальная конкурентоспособность»

Форум «Глобальная конкурентоспособность» начался с представления результатов ключевых проектов агентства RAEX в сфере образования — ежегодного рейтинга 100 лучших вузов России, а также исследования «Кадры для цифровой экономики», в рамках которого составлены первые в России полноценные предметные рейтинги вузов и школ в сфере информационных технологий.

Алексей Ходырев, исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» агентства RAEX, отметил моноцентричность высшей школы: 50 из 100 лучших вузов России расположены в трёх кластерах — это Московский регион, Санкт-Петербург и Томск. «Региональный дисбаланс представляет проблему для способных абитуриентов из тех регионов России, в которых нет сильных вузов — молодёжь часто вынуждена уезжать из региона для получения высшего образования», — заключил Ходырев.

На форуме впервые был представлен рейтинг вузов в сфере информационных технологий, составленный агентством RAEX по инициативе компании «СИБИНТЕК». Участники форума подтвердили высокую актуальность этого исследования. Панельная дискуссия началась с обсуждения вызовов, которые бросает университетам активное развитие цифровой экономики — рост масштабов выпуска ИТ-специалистов, массовое внедрение цифровых технологий в учебные программы и других амбициозных целей. Николай Кудрявцев, ректор МФТИ, подчеркнул, что, поставленные перед вузами задачи — это требование времени: «Информационные технологии сегодня проникают во все сферы, это очень динамичная быстро развивающаяся область. И под ИТ-образова­нием сейчас подразумевается не просто программирование, а более комплексные задачи: искусственный интеллект. Это революция, и к ней надо готовиться. И ситуация такова, что в нашей стране уровень развития ИТ-технологий сегодня высокий, нам не нужно никого догонять, мы можем сразу стать равноправными участникам этого процесса».

Начало форума и представление результатов RAEX

Ректор Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров, обозначив важность цифровизации, подчеркнул, что технологии не должны подменять собой традиционные ценности университетского образования. «Прогресс остано­вить невозможно. Но мы не должны забывать, что вузы — это один из немногих социальных институтов, где общение между преподавателем и студентом является важнейшим элементом. Ведь учебный процесс — это не только передача знаний, — тут безусловно информационные технологии могут помочь, — но еще и воспитательный момент».

Ректор Финансового университета обозначив важность подчеркивает

Виктор Гришин, ректор РЭУ им. Плеханова, рассказал о том, что темы цифровиза­ции экономики сейчас встраиваются в университете во все программы: «Все программы бакалавриата мы начинаем с «введения в цифровую экономику», программы магист­ратуры — с «основ цифровой экономики». У нас есть порядка девяти лабораторий, кото­рые занимаются исследованиями в области цифровизации».

Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСиС, отметила, что цифровизация образова­ния прежде всего обеспечивает доступную образовательную среду: «Речь идет и о геогра­фической доступности, и в временной, когда студент может обратиться к курсу в любой момент. Не стоит забывать и о людях с ограниченными возможностями, для которых онлайн-образование открывает большие перспективы».

Ректор МАИ Михаил Погосян отметил, что сегодня крайне востребованы инженеры со знаниями в области ИТ и ИТ-специалисты, обладающими навыками инженера: «Сегодня мы наблюдаем большой дефицит таких кадров. И одним из ключевых направлений развития МАИ как раз и является подготовка специалистов, обладающих как инженерными компетенциями, так и компетенциями в области информационных технологий. Высокий уровень междисциплинарной подготовки таких студентов позволит им по окончании обучения выбирать: развиваться ли в направлении разработки программного обеспечения или пойти в конструкторское бюро, которое будет внедрять такие разработки».

Ещё одной темой форума стали укрепление репутации университета и инструменты влияния на его имидж. На вопрос о том, на что необходимо делать упор в своей стратегии развития, — на укрепление имиджа или качества образования, — ректор УрФУ Виктор Кокшаров ответил: «Эти вещи коррелируют и улучшение качества образования сегодня приводит к стабильному укреплению имиджа завтра».

Укрепление репутации университета и инструменты влияния на его имидж

Также участники подняли вопрос о корреляции ориентиров, которые задаются глобальными рейтингами, с региональной миссией университетов. Олег Полухин, ректор Белгородского государственного национального исследовательского университета, подчеркнул, что глобальная повестка только помогает университету решать задачи на уровне Белгородской области. А Дмитрий Фурсаев, ректор университета «Дубна» сообщил, что в вузе много иногородних студентов, и одна из причин, по которой студенты выбирают «Дубну» — привлекательный рынок труда в Московской области, который открывает для них университет.

Вопрос о корреляции ориентиров

В завершение дискуссии участники обсудили, как вырастить сильного абитуриента. Большинство выступающих отметили устойчивый тренд развития сотрудничества университетов и школ, а также то, что ситуация с уровнем подготовки абитуриентов стала значительно лучше, чем несколько лет назад. Инна Шевченко, врио ректора Южного федерального университета, отметила рост популярности инженерных профессий среди выпускников, а также подчеркнула важность педагогического образования.

Источник: Mainfin.ru

Комментарии 0

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь.